
Одним из таких является Борис Петрович Чернышев, советский художник. На его долю выпали тяжелые военные испытания: под Тулой он едва смог выйти из окружения, в 1945 под Кенигсбергом к его ногам упал снаряд, но не разорвался. Бориса завалило землей в траншее под танком, но он смог себя откопать.
На войне с Японией во время пешего перехода через пустыню Гоби он выпил воды из отравленного колодца, тяжело заболел, но выжил и вместе с армией дошел до Порт-Артура. Родина отметила его боевой путь Орденом Славы 3 степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими наградами.
Вернувшись после Великой Отечественной войны из армии, работая в тяжелейших условиях, не имея дорогой смальты, он сосредоточил свою любовь к материалу на камне. Но и не только на нем. Даже газетная и оберточная бумага была предметом его художественных исканий.
Возьмем только одну работу – «Алабинская береза», написанную в годы войны акварелью на газете. Через высохшую краску проступает газетный текст с передовицами, указами, лозунгами и тому подобному. Официоз и душа. Его основная работа – роспись зданий в духе того тоталитарного времени, правда, без сверхчеловеков и рельефных мускулов, а дома – он творил «под сурдинку».
На родной Свердловке многие уже не помнят Бориса Петровича, одного из семи детей большой чернышевской семьи. Но старожилы знали его сестер – Александру Петровну, преподававшую в школе географию и награжденную орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а также Лидию Петровну, работавшую воспитателем в детском «очаге».
Жители знали его племянника Виктора, в прошлом умелого сварщика и футболиста, который жил на Набережной. И сейчас еще много родственников в Анискино. Интересно, что дед по материнской линии на стыке 19 и 20 веков был старостой церкви Рождества Богородицы в этом селе.
Анискино, Городищи, Свердловка, Клязьма, Любосеевка, «Серина горка», Бирлюки, Медное, Монино и другие милые нашему сердцу названия встречаются, когда читаешь дневники Чернышева, работы о нем, каталоги его произведений. Человек широкой души и благородства привлекал своих коллег.
Яркая внешность и незаурядная личность были использованы друзьями-скульпторами для позирования в годы создания памятнику Юрию Долгорукому, что в Москве на Тверской. Можно верить рассказам или нет, но многие находят внешнее сходство Чернышева с великим князем. Он также послужил моделью и для двух персонажей знаменитого полотна «На поле Куликовом» из коллекции Третьяковки.