8 (496) 567-43-18

Прокуратура разъясняет

Безопасность детей летом

Статистика детского травматизма ежегодно пугает данными о падении детей из окон. Среди автомобильных аварий, ожогов, бытовых травм и трагедий на воде прочное место заняли травмы, которые получают дети при падении с высоты. С наступлением летнего периода и сезона «москитных сеток» детей-жертв преступной халатности родителей, становиться все больше и больше.

Недопустимо такие факты относить только к несчастным случаям, или, как любят пояснять родители, «травма получена ребенком по собственной неосторожности, прошу проверку прекратить, претензий ни к кому не имею».

Падение детей из окон напрямую связано с уклонением родителей от проявления элементарной заботы.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жизнь и охрану здоровья. Но беспечность родителей, которые оставляют детей один на один с опасностью в виде открытого окна, уходя в другую комнату, занимаясь домашними делами, ставит под угрозу гарантированное право ребенка на жизнь.

Анализ материалов проверок, проводимых сотрудниками МУ МВД России «Щелковское» показывает, что причины падения малышей из окон однотипны и повторяемы из года в год, и все они вызваны недостаточным пониманием родителей своей роли в защите прав и интересов ребенка.

Примеры объяснений родителей, полученных в ходе проверок по фактам падения детей из окон:

«Ребенок играл и игрушками в другой комнате, я вышла на кухню попить воды, вдруг в дверь позвонили и сказали, что ребенок выпал из окна»;

«В соседней комнате травили тараканов, поэтому окно было открыто, ребенку нельзя было туда ходить, но он пошел и зачем-то залез на подоконник, поскользнулся и упал, я не помню, была ли закрыта дверь в эту комнату или нет»

«Ребенок был в комнате, а на окне лежали игрушки, он зачем-то полез за ними и упал»;

«Окно было закрыто москитной сеткой, но она не удержала ребенка и он выпал вместе с ней».

Таких примеров достаточно.

Многие родители разрешают своим детям играть на подоконниках, хоть и при закрытых окнах, при этом, не только дома. Дети с разрешения родителей, зачастую стоят на подоконниках в детских поликлиниках и стационарах.

Уговоры медицинского персонала снять детей с окон воспринимаются неохотно. Напрасно! В один момент малыш сообразит и откроет ручку…  

А вместе с тем, Семейным Кодексом Российской Федерации защита прав и интересов ребенка, забота о здоровье своих детей возложена исключительно на родителей.

Оставляя ребенка без присмотра с открытым окном, родитель, тем самым, подвергает его, беспомощного малыша, неспособного принять меры к самосохранению, реальной опасности, которая может стоить ребенку жизни.

Даже если трагедия не произошла, такое поведение родителей подпадает под действие статьи 125 Уголовного кодекса Российской Федерации «Оставление в опасности», то есть заведомое оставление без помощи лица, находящегося  в опасном для жизни и здоровья состоянии, и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, болезни, старости или вследствие своей беспомощности, в случаях, когда виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь заботу о нем либо сам поставил его в опасное для жизни и здоровья состояние.

В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации, совершение умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка – безусловное основание для лишения родительских прав.

Так что, если родители, по чьей невнимательности ребенок выпал из окна, «не будут иметь ни к кому претензии», в защиту прав и законных интересов ребенка вступит прокурор.

Как рассчитать период работы до ежегодного оплачиваемого отпуска

В соответствии со ст. 121 Трудового кодекса Российской федерации в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:

время фактической работы;

время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;

время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;

период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр не по своей вине;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:

время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Кодекса;

время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2008 N 157-ФЗ.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Чем судебный штраф отличается от штрафа в уголовном законодательстве?

Штраф является видом уголовного наказания, назначаемым по приговору суда в случае признания лица виновным в совершении преступления. Он может быть назначен как в качестве основного, так и дополнительного наказания за совершенное преступление и представляет собой денежное взыскание в пределах, определенных УК РФ. Штраф влечет наличие у лица судимости.

Судебный штраф является мерой уголовно-правового характера и представляет собой денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случае, если это лицо, впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести и возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред. Судебный штраф не влечет наличие у лица судимости, однако является нереабилитирующим основанием прекращения уголовного дела.

Прекращение уголовного дела или уголовного преследования с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа возможно по ходатайству следователя или дознавателя в ходе предварительного следствия только при наличии согласия на это подозреваемого либо обвиняемого. Также прекращение уголовного дела по данному основанию возможно в ходе рассмотрения уголовного дела по существу в суде, если будут установлены основания, предусмотренные статьей 25.1 УПК РФ.

Штраф может быть назначен в размере от 5 тыс. до 5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета преступления в соответствии с положениями ч. 2 ст. 46 УК РФ.

Размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ. В случае, если штраф статьей не предусмотрен, то его размер не может быть более 250 тыс. рублей.

Размеры штрафа и судебного штрафа определяются судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения лица и его семьи, а также с учетом возможности получения заработной платы или иного дохода.

С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет, либо уплата штрафа может быть отсрочена, если немедленная уплата его является для осужденного невозможной. Однако законом не предусмотрено продление срока исполнения решения о применении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, а также отсрочка или рассрочка исполнения такого решения.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется иным более строгим видом наказания в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 46 УК РФ.

В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок он отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ.

Некоторые вопросы ипотечного кредитования

В городской прокуратуре проанализированы обращения граждан о неправомерных требованиях ПАО «Сбербанк» согласия органа опеки и попечительства на заключение договоров ипотечного кредитования. Анализом правовых норм установлено следующее.

Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об опеке и попечительстве", органы опеки и попечительства наделены полномочиями по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных.  

В силу требований ч. 4. ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, предварительное согласие органа опеки и попечительства требуется при отчуждении жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения, либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника.

Имущественные права несовершеннолетних детей, урегулированы  в ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, согласно которой ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно данной норме, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Вместе с тем, судебная практика выработала правовую позицию, согласно которой при приобретении квартиры за счет кредитных средств залог, обеспечивающий обязательства из кредитного договора, не является сделкой по отчуждению жилого помещения и не влечет безусловного отчуждения недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, при условии надлежащего исполнения заемщиком своих обязательств, в связи с чем, получение согласия органа опеки и попечительства на заключение договора ипотеки не требуется (Апелляционное определение Московского городского суда от 24 апреля 2015 г. по делу N 33-13751/2015).

Согласие органа опеки и попечительства требуется на ипотеку квартиры уже принадлежащей несовершеннолетнему, а не приобретаемой на заемные по кредитному договору средства, в обеспечение обязательств по возврату которых она была заложена (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 12 августа 2014 г. по делу N 33-8184/2014).

Таким образом, согласие органа опеки и попечительства необходимо только при совершении каких-либо сделок, влекущих распоряжение имуществом, принадлежащим несовершеннолетним, а также при отчуждении жилого помещения, в котором проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, круг которых определен в ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации.

Об уголовной ответственности за жестокое обращение с животными

В 2017 году в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья, предусматривающая уголовную ответственность за жестокое обращение с животными.

В соответствии с действующим законодательством уголовная ответственность установлена за жестокое обращение с животными любых видов (как с домашними, так и с дикими).

Как жестокое обращение может рассматриваться использование запрещенных способов добычи животных: с помощью капканов, взрывчатых и химических веществ, электротока, газов. Не является жестоким обращением с животными их добыча во время охоты, для получения мяса, шкур, по санитарно-эпидемиологическим соображениям, которая производится без лишних мучений. Ответственность за жестокое обращение в форме бездействия возможна только в том случае, если на лице лежала обязанность заботиться о животном, поэтому в первую очередь речь идет о сельскохозяйственных животных, других животных, содержащихся в неволе (например, зоопарках).

Также как жестокое обращение с животными квалифицируется использование животных в собачьих, петушиных и иных боях, сопровождающихся увечьем или смертью зверя или птицы.

Таким образом, под жестоким обращением с животными понимается причинение им боли, физических страданий в результате их систематического избиения, оставления без пищи и воды на длительное время, использования для ненаучных опытов, причинения неоправданных страданий при научных опытах, мучительного способа умерщвления, использования в различных схватках, натравливания их друг на друга, охоты негуманными способами и т.п. Последствия таких действий — увечье или гибель животных.

Следует отметить, что состав преступления, предусмотренный статьей 245 УК РФ, сконструирован таким образом, что для привлечения виновного к уголовной ответственности необходимо установить прямой умысел и один из признаков в виде: хулиганских побуждений, корыстных побуждений, с применением садистских методов, в присутствии малолетних.

Максимальным наказанием за жестокое обращение с животными является лишение свободы на срок до трех лет.

Травматизм на дорогах

Профилактика детского травматизма на дорогах не перестает оставаться актуальным направлением в работе не правоохранительных органов, учреждений образования и здравоохранения.

Ребенок, которому причинен вред в результате дорожно-транспортного происшествия, зачастую получает серьезные травмы и увечья, а если и повезло остаться без повреждений, то на многие годы, испытывает чувство страха перед движущимся транспортом.

В ряде случаев, трагедию можно избежать, уделив достаточно внимания поведению ребенка на проезжей части.

Однако, статистика и наблюдения показывают, что родители не только не разъясняют детям правила поведения пешехода на проезжей части, но и сами, на глазах у детей, показывают негативный пример несоблюдения правил дорожного движения.

Напомню, что утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 Правила дорожного движения обязательны для всех участников дорожного движения — водителей, пешеходов, пассажиров, в том числе, несовершеннолетних.

Возрастные ограничения существуют только для водителей. Все остальные, в том числе, дети – равные участники дорожного движения с правами и обязанностями.

Согласно данным правилам, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе, по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

На практике, особенно, по утрам, спешащие в школу дети, а зачастую в сопровождении взрослых, правила перехода через проезжую часть не соблюдают, не обращая внимания ни на сигнал светофора, ни на разметку, не оценивая опасность приближающегося автомобиля.

А переход через перекрестки, в большинстве своем, осуществляется по диагонали при отсутствии дорожной разметки.

Сначала дети идут за руку с родителями, потом такая опасная для жизни схема перехода через перекресток прочно «застревает» в голове ребенка, и маленький пешеход по вине родителя становится нарушителем закона, подвергая опасности свою жизнь.

Статьями 12.29 и 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность пешеходов за нарушения Правил дорожного движения 

В отношении пешеходов, совершивших вышеуказанные правонарушения до достижения 16-летнего возраста, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в  соответствии положениями ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999          № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Материнский капитал

Одна из мер государственной социальной поддержки семьи и детей – право на получение сертификата на распоряжение средствами материнского капитала, в том числе, направление их на получение ребенком образования.

Однако, в ряде случаев заявителям в территориальных органах пенсионного фонда России отказывают в удовлетворении заявлений на перечисление средств материнского капитала на оплату  образовательных услуг, получаемых в частных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на оказание образовательных услуг по программам образования различных уровней. 

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); материнство и детство. Семья находятся под защитой государства (ст. 38 ч. 1); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, за право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6.1 ст. 7 этого закона.

Ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ установлено, что лица, указанные в ч. ч. 13 - 5 ст. 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 ст. 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в территориальный орган ПФР за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг; средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг (п. 1 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - организация), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.

Согласно пункту 2 Правил средства могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг. Средства направляются на оплату оказываемых организацией платных образовательных услуг территориальным органом ПФР в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и организацией, путем безналичного перечисления на счет (лицевой счет) организации, указанный в договоре об оказании платных образовательных услуг (п. 4 Правил) и при направлении средств на оплату платных образовательных услуг, оказываемых организацией, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанной организацией копия договора об оказании платных образовательных услуг (п. 5 Правил).

В п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение; в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу положений п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, совокупность приведенных выше норм федерального законодательства предусматривает право заявителей на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала путем их направления на оплату образовательных услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями, при условии наличия лицензии на оказание образовательных услуг по различным уровнем образования.

Пособие по беременности и родам

Право на пособие по беременности и родам имеют:

1.1. Женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством (работающие по трудовому договору);

1.2. Безработные женщины при определенных условиях;

1.3. Женщины, обучающиеся по очной форме обучения;

1.4. Женщины, проходящие военную службу по контракту;

1.5. Женщины, усыновившие ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев и относящиеся к вышеперечисленным категориям.

Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Выплачивается пособие по беременности и родам суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей - 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

Правовые последствия признания должника по алиментам безвестно отсутствующим

В силу ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

В соответствии со ст.ст. 70, 73 Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел о лишении (ограничении) родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).

Однако многие из родителей, обязанных в силу решения суда выплачивать алименты на содержание своих несовершеннолетних детей, от исполнения указанной обязанности уклоняются, длительное время отсутствуют по месту жительства.

Согласно ст. 65 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» пристав-исполнитель объявляет розыск должника по исполнительным документам, в том числе содержащим требования о взыскании алиментов, при условии, что совершенные иные исполнительные действия не позволили установить местонахождение должника и его имущества.

В настоящее время изменилась практика признания родителей безвестно отсутствующими, нацеленная на устранение негативных последствий, связанных с неизвестностью места их пребывания.

Именно от установления указанного факта зависит реализация социальных гарантий детей, находящихся на иждивении.

В силу изменений и дополнений, внесенных в ГПК РФ и законодательство об исполнительном производстве, за взыскателем закреплено право на обращение в суд с заявлением о признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим в случае, если его розыск оказался безрезультатным.

Указанными поправкам, в том числе, определено, что в случае если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица (ст. 276 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим запрашивает об имеющихся о нем сведениях также службу судебных приставов.

Признание соответствующего статуса родителя, обязанного выплачивать алименты, необходимо для подтверждения правового статуса несовершеннолетнего и его социальной защиты.

Так, к примеру, статьей 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено право на страховую пенсию по случаю потери кормильца  нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении. При этом семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Размер пенсии по потере кормильца рассчитывается в каждом случае индивидуально, вместе с тем с учетом положений Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также норм регионального законодательства, регламентирующих размер прожиточного минимума на территории области, минимально возможный размер пенсии в 2018 году превышает 8000 рублей.

Кроме того, признание неплательщика алиментов безвестно отсутствующим устраняет ряд других барьеров в реализации ребенком своих прав, в том числе, права на выезд за пределы Российской Федерации в тех случаях, когда согласие на выезд должны дать оба родителя. 

На основании ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов.

Таким образом, право на обращение к приставу-исполнителю с заявлением об объявлении розыска должника по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, имеет не только родитель, на иждивении которого находится ребенок, но и опекун (попечитель) несовершеннолетнего.

Индексация оплаты предоставляемого гражданам набора социальных услуг

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ), перечень которых установлен статьей 6.2 указанного Закона.

С 1 января 2011 года набор социальных услуг состоит из трех частей, любую из которых федеральный льготник может получать в натуральной форме либо в денежном выражении, отказавшись от получения НСУ полностью или в части. Набор включает в себя: обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, оплату проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно статье 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2004) с 1 января 2005 года изменение суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги), производилось в порядке и сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

С 1 апреля 2009 года в соответствии со статьей 6.5 Закона (ред. от 22.12.2008) сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.

Размер ежемесячной денежной выплаты индексируется один раз в год